alekssidor

Category:

Русское НЭТ. К теории Ивана Смеха.

Любопытно, что некоторые базовые тезисы статьи Ивана Смеха “Новая эстетическая теория” заочно резонируют с литературоведческим подходом Дмитрия Быкова.
http://lukrusglub.tumblr.com/post/152948326908/иван-смех-новая-эстетическая-теория
Впрочем, это всего лишь частное замечание, которое наталкивает меня на другую мысль.

В различных сферах нашей общественно-культурной жизни то и дело возникают инициативы, несущие в себе отчетливый привкус рекапитуляции Модерна. Кургинян (“сверхмодерн” и все что с этим связано), Быков (сожаления о прекращении поиска “нового человека”), Невзоров (естествознание, как база для мировоззрения индивидуума), Веллер (“энергоэволюционизм” и все что с ним связано) etc (десятки их!). То есть, своеобразный коллективный Хабермас то тут то там пытается заявить о себе.  Даже в материале Смеха.

В то же время, что-то “Новое”, в том значении, в котором говорит о нём Смех, будет рождаться, на мой взгляд, в синхронистской оптике премодерн/постмодерн, а вовсе не из попыток (пусть и талантливых) рекапитуляции Модерна. Т.е рождаться там, где архаичное коллективное бессознательное сталкивается с новейшей постмодернистской практикой.

Такие примеры уже есть и они очень яркие, хотя и не всегда позитивные (тот же ИГИЛ, например, который есть результат обработки и выхолащивания традиционного исламского сознания постмодернистскими технологиями).
Россия в этом смысле имеет большой потенциал для демонстрации как раз позитивного примера такого “столкновения” пластов. Другой вопрос, что условный Хабермас вряд ли смог бы назвать этот пример “позитивным”.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened